Насыпное дорожное полотно и мощёная дорожка

Дороги хорошие и разные

Укладка геотекстиля

Внедрение современных материалов экономически вполне обоснованно. Вкладывая собственные деньги в строительство, мы считаем, что получим ожидаемый результат и всё будет функционировать должным образом, без дополнительных затрат на непредвиденный ремонт.

 

Геотекстиль на дороге и приусадебном участке

 

Как известно, основным препятствием к успешной реализации этого намерения является вода. Это справедливо и для строительных конструкций самого дома, и подъездных путей, площадок для отдыха, садовых дорожек. Любуясь идеальным состоянием дорог любого уровня в той же Европе, мы с горечью «понимаем», что для нас подобный уровень недостижим. Однако мало кто задумывается, что всё может быть иначе, измени мы своё отношение к проблеме.

Часто разбитые дороги и неровные, неудобные дорожки воспринимаются нами как некая данность. Вот и выбираем автомобиль, способный пробраться через колеи, отрабатываем реакцию, чтобы при необходимости объехать внезапно возникший на недавно уложенной или отремонтированной и в основном ровной дороге провал.

Добравшись наконец-то до места, мы сталкиваемся с лужами на парковке, в которые волей-неволей приходится выходить из салона, поскольку припарковаться удалось на единственно доступном для этого месте. Идём в свеже начищенных туфлях по «чавкающей» плитке, из-под которой после дождя вылетает грязь. И еще много встречающихся на каждом шагу подобных неприятных ситуаций. И пусть дороги, будь они муниципальные или федеральные, это забота властей, то дорожки на нашем участке и в саду, подъезды к парковке у дома и гаражу – это уж наша забота. И чем тщательнее мы относимся к обустройству собственной территории, учитывая особенности участка, тем сохранней будут наши деньги на счетах и в кошельке, чище и суше одежда и обувь.

Как же этого достичь? Как сделать хорошо с меньшими затратами? Прежде всего, для себя необходимо уяснить, какая экономия нужна. Сиюминутная здесь и сейчас. То есть покупка самых дешёвых материалов и предельное упрощение строительных технологии, но с риском частого ремонта. Или снижение «цены владения», более расчётливый подход, позволяющий не тратиться на аварийные и промежуточные ремонты. Большинство, конечно, выберет качество.

Есть ряд современных материалов, которые при включении в традиционную технологию резко повышают качество всего комплекса работ и увеличивают срок жизни конструкции. Их не так много. В области дорожного строительства и благоустройства территории такими являются геосинтетики. Но обо всём по порядку.

 

Чем живет дорога

Любая пешеходная дорожка и автодорога построена по одному и тому же принципу. После необходимой планировки местности с участка выбирается грунт. Получившееся «корыто» исходя из требований по несущей способности послойно заполняют щебнем, гравием, песком. Каждый отдельный слой при этом выполняет свою важную роль. В принципе, чем глубже выбирается исходный грунт, чем больше толщина всех слоев, чем точнее соблюдается технология их укладки – тем качественнее будет дорога. И тем дольше она прослужит.

При серьёзном подходе к дорожному строительству, как правило, выполняется весь необходимый комплекс работ. Для второстепенных же дорог технологию часто до предела упрощают. На кое-как выровненное основание отсыпается щебень, немного разравнивается и готово. Добавление гравия позволяет получше уплотнить покрытие. Но всё это не спасает от регулярных ремонтных работ. А в некоторых местах ремонт дорожного полотна требуется и после каждого серьёзного дождя. В чем причина образования колеи?

Основным разрушающим фактором, как и везде, служит вода. На влажных почвах при воздействии нагрузок от проходящего транспорта происходит вдавливание и проседание щебня в мягкий грунт. Кроме того из песчаной прослойки вымываются сами песчинки, которые с помощью воды проникают в слой щебня. Мелкие же частицы грунта под её воздействием более интенсивно просачиваются в насыпное основание. В результате образуется обладающая большой плотностью грязекаменная смесь, которая уже не способна выполнять дренажную функцию и отводить лишнюю воду. Основание дороги начинает напоминать пористую губку, впитывая всё большее количество влаги.

В результате зимой этот слой чрезмерно расширяется при замерзании. Снижается несущая способность дорожного полотна и в итоге происходит его разрушение. Брусчатка и плитка, которые со временем вместо хорошо отводящей воду песчаной прослойки оказываются на такой поверхности, начинают что называется «бухтеть». Появляются провалы и лужи.

Минимизировать наносимый водой вред и снизить риск разрушение дорог позволяет геотекстиль. Благодаря целому набору особых характеристик сегодня он широко применяется в строительных и ремонтных работах. Используется геотекстиль и в качестве армирующего элемента кровель и фундаментов, а также исполняет роль разделителя и фильтра при устройстве дренажей.

Геотекстиль используется и при обустройстве садовых дорожек, парковок и подъездных путей к гаражу, внутренних двориков. При его использовании подстилающий слой дорожного покрытия и грунт не смешиваются. Компенсируется динамические и статические нагрузки поверхности. Предотвращается вымывание песка, уложенного под брусчатку или тротуарную плитку. Мощёные поверхности остаются ровными и неподвижными.

 

"Правильные" дороги и тротуары

Исполняя роль текстильного фильтра, геотекстиль взаимодействует с подстилающим грунтом и препятствует выносу из него частиц. Поэтому отжатая в дренирующий слой под воздействием транспорта свободная вода его не заиливает, что приводит к увеличению несущей способности.

Высокая пористость материала обеспечивает свободный пропуск воды как снизу вверх, так и сверху вниз. Армирующий эффект достигается за счет собственной прочности и высокого начального модуля упругости, перераспределения напряжений в грунте – передачи нагрузки с более загруженных зон на соседние не загруженные участки.

 

Надёжная насыпная дорога

При проведении дорожных работ геотекстильное полотно применяют в качестве подосновы для устройства временных дорог и подъездных путей. По той же технологии могут выполняться и работы по устройству внутри поселковых дорог.

Технология работ с геотекстильным полотном проста. В процессе укладки материала особых трудностей не возникает. Слой геотекстиля раскатывают в продольном направлении по всей ширине грунтового основания. Полотна не нуждаются в скреплении, достаточно уложить их с перехлёстом краев в 30-50 см.

Поверх материала выполняется отсыпка дорожного полотна. Высокая прочность геотекстиля позволяет не опасаться за качество работ, так как полотно способно выдержать вес движущейся по нему тяжёлой дорожной техники.

Слой геотекстиля выполняет армирующую функцию, компенсируя динамические и статические нагрузки и позволяя перераспределить напряжение в основании насыпи, увеличив тем самым его несущую способность. Колееобразование снижается, а осадка полотна идет более равномерно.

По результатам проведенных как мировыми, так и отечественными дорожно-строительными организациями исследований подтверждено, что использование геосинтетиков снижает затраты на строительство, реконструкцию и ремонт автодорог, увеличивает срок их службы.

Использование геотекстиля позволяет без какого-либо ущерба качеству снизить расход щебня и песка, сохранив при этом несущую и дренирующую способность основания дороги, существенно сократить сроки работ, снизить стоимость эксплуатации и ремонта. При этом долговечность конструкции только повышается.

 

Садовые дорожки по правилам

Как уже было сказано, появляющиеся со временем на мощеных тротуарной плиткой или брусчаткой дорожках и площадках провалы, лужи и наледи - обычное дело. Они не только портят внешний вид пешеходной зоны, но и затрудняют движение людей.

Иногда мощеные площадки испытывают ещё более сильные нагрузки, как это происходит с парковочными площадками, подъездами к участку и гаражу. В этом случае колеи и провалы могут образовываться даже при условии укладки плитки и камня на бетонную подготовку. Изменить ход событий и не допустить возникновения описанных дефектов поможет геотекстильное полотно.

Геотекстиль разделяет и армирует все слои насыпного основания, не допуская их смешивания и взаимопроникновения. При этом его высокая фильтрующая способность позволяет прекрасно отводить воду.

 

Технология создания долговечной мощёной дорожки

В зависимости от планируемой нагрузки грунт вынимается на глубину 20-50 см. Основание выравнивается и утрамбовывается.

Первый слой геотекстиля застилается на дно и стенки получившейся канавы так, чтобы оставался запас и его края немного выступали над уровнем земли.

Прямо на полотно насыпается и равномерно разравнивается по всей поверхности слой щебня толщиной около 15 см.

Поверх него настилается второй слой геотекстиля. Чтобы песок не проникал в щебень, перехлёст полотен должен быть не менее 30 см. Поверх геотекстиля производится песчаная отсыпка толщиной порядка 10 см. На неё по традиционной уже технологии укладывается камень или тротуарная плитка. Уложить покрытие можно и на раствор. Такой способ укладки позволяет создать ровную и удобную дорожку, которая прослужит много лет.

Как видно из описания технология укладки геотекстиля особых сложностей не вызывает. Более того, знание этого материала и наличие опыта по его применению могут служить дополнительным критерием при выборе компании, которой стоит поручить благоустройство территории своего участка.

Проблема с доступностью геотекстильного материала на сегодня уже решена. И хотя полотно выпускается рулонами шириной 5,2 метра и длиной 100 метров, приобрести его можно именно в том количестве, которое и необходимо. Кроме того, Вы всегда можете получить так называемую «интеллектуальную поддержку» производителя. Воспользоваться рекомендациями по применению материала и готовыми проектными решениями.