Системный подход к ремонтной окраске металла

Защита металла от коррозии

Ремонтная окраска металла

Как известно, металлы довольно легко окисляются под открытым небом, быстро покрываясь ржавчиной. И любой владелец загородного дома рано или поздно сталкивается с задачей защиты металлических конструкций.

 

Часто поступают достаточно шаблонно. На ближайшем строительном рынке приобретается универсальная краска (дорогая или подешевле, не суть важно), которой и окрашивают всю конструкцию, будь то забор, оконная решётка, стальная кровля или бак для воды. Такой поход имеет только одно сомнительное достоинство – кажущуюся простоту. Мало кто задумывается, почему подобную операцию приходится повторять из года в год.

Разорвать заколдованный круг можно, достаточно разобраться, что происходит с металлом и как его правильно и надёжно защитить.

 

Коррозия металлических материалов и конструкций

Коррозия (лат. corrodere - разъедать) - самопроизвольное разрушение металлов и их сплавов происходящее под воздействием окружающей среды. Причиной является электрохимическая реакция окисления металла. Попадающая на поверхность вода запускает и ускоряет этот процесс.

Однако сама вода, не содержащая воздуха, почти не взаимодействует с железом, так как на поверхности образуется плотный слой гидроокиси двухвалентного железа, обладающей защитным действием даже при очень небольшой толщине. На воздухе же образуется составляющая основу ржавчины более рыхлая гидроокись трёхвалентного железа (Fe(OH)3) и коррозия резко прогрессирует.

Уже из самого определения следует, что для приостановки этого разрушительного процесса необходимо как можно более эффективно изолировать металл от внешней среды. Самый простой и доступный способ - с помощью окраски.

 

Признаки начала коррозии

Коррозия различных металлов и их сплавов:

  • Сталь - тёмные точки и пятна, налёт бурого и оранжевого цвета.
  • Алюминиевые сплавы - пятна или порошкообразный налёт белого цвета, раковины.
  • Медь - пятна или налёт зеленого, реже черного, цвета.
  • Бронза - пятна или точки чёрного, белого или светло-зеленого цвета.
  • Оцинкованные поверхности - налёт белого цвета.

 

Системная защита металлов от коррозии

Прочность и долговечность покрытия складывается из многих факторов. Ведь в конечном итоге вам необходима не сама краска, а именно покрытие, способное максимально долго защищать конструкцию от воздействия внешних факторов. Главное здесь - подготовка поверхности и точное соблюдение технологии окрашивания.

Порядок окраски металлических поверхностей:

  1. удаление старой отслаивающейся краски и очистка от ржавчины;
  2. преобразование остатков ржавчины;
  3. нанесение соответствующего грунтовочного состава;
  4. нанесение защитного декоративного покрытия.

 

Удаление ржавчины с поверхности металла

Механический способ

Самый доступный. Подразумевает потение над очищаемой поверхностью с металлической щеткой и скребком в руках. Плюсы - минимум специального оборудования и средств. Минусы - огромные затраты труда при низкой производительности и низком качестве работы, сколь бы тщательно и ответственно не выполнялась работа.

Пескоструйный способ

Лидер по качеству и производительности. Наиболее доступный материал - обычный песок, рекомендуемый - специальный абразивный состав. Для очистки сплавов алюминия и изделий, которые не должны изменять своих размеров (валов, клапанов, цилиндров и т.п.) применяют стеклянную дробь.

Гидроабразивный способ

Ведётся с помощью водной суспензии абразива, благодаря чему достигается повышенная производительность и отсутствие пыли. Минус в том, что вам вряд ли удастся воспользоваться подобного рода оборудованием.

Химический способ

Травление кислотами и щелочами. Различают полную очистку (до чистого металла) и обработку модификаторами ржавчины. Разница в том, что модификатор не удаляет ржавчину полностью, но останавливает процесс ржавления и подготавливает поверхность под окраску.

Термический способ

Применяется только для очистки металла от старой краски (но не ржавчины). Тепловые пистолеты или технические фены при мощности до 2,5 кВт выдают струю горячего (до 600 градусов) воздуха, под действием которого любая, даже самая старая краска размягчается и легко удаляется.

 

Преобразование ржавчины

На очищенную от старой краски и рыхлой ржавчины поверхность металла наносится состав-преобразователь. Под его воздействием ржавчина превращается в химически нейтральное соединение. На поверхности образуется имеющий достаточно прочное сцепление с металлом химически нейтральный тёмно-коричневый слой. После высыхания поверхность грунтуют, а затем окрашивают.

Само модифицирование ржавчины способствует только замедлению процесса коррозии от проникновения влаги через покрытие, однако не устраняет полностью возможность её развития под плёнкой краски. Именно поэтому Европе к преобразователям ржавчины неоднозначное отношение. Некоторые производители (TIKKURILA, BECKERS и т.д.) не только не выпускают подобные составы, но и запрещают их применение со своими материалами.

 

Грунтовки по металлу

Для консервации остатков ржавчины и остановки процесса коррозии используются специальные грунтовки. Для этого в состав грунта входят ингибиторы (замедлители коррозии) и вещества, химически преобразующие ржавчину.

Задача грунтовочного состава обладать высокой адгезией к поверхности металла и обеспечивать качественное нанесение последующего декоративного слоя.

Важно заметить, что антикоррозионными свойствами в комплексной системе защиты металла обладает именно грунтовка, но её серьёзный недостаток в невысокой атмосферо- и износостойкости.

Поэтому задача краски сводится к тому, чтобы максимально долго защищать грунт от возможных воздействий и придавать всему покрытию декоративные свойства.

Окончание: Правила окраски различных видов металла