Бревенчатая баня ручной работы в стиле "дикого сруба"

Бревенчатая баня ручной работы в стиле "дикого сруба"

Классикой банного строительства, конечно же, являются рубленые деревянные бани - самые экологичные из возможных. В них всегда сохраняется здоровая атмосфера, создаваемая самим деревом.

Вековые традиции банного строительства

Конечно, деревянными банями сегодня никого уже не удивишь. Время, когда народ повально старался строить бани именно из кирпича, прошли. Конечно, и для них останется своя ниша, однако многие ценители банного искусства всё-таки предпочитают строить именно деревянные бани.

Причём дерево дереву рознь - знатоки утверждают, что для бани нет ничего лучше сруба из брёвен ручной обработки. Что же касается долговечности, то по этому критерию деревянные бани ничуть не уступят другим - при условии соблюдения технологии строительства и правильной обработки древесины.

Такая обработка максимально сохраняет текстуру самой древесины, на бревне остаются в целости все внешние защитные слои, предусмотренные для этого самой природой.

Рубленые стены поддерживают оптимальный уровень температуры и влажности в бане естественным образом - древесина, что называется, «дышит». То есть впитывает содержащуюся в воздухе лишнюю влагу и отдаёт её, если воздух оказывается излишне сухим.

К тому же при повышении температуры и влажности из хвойного дерева, которое традиционно и используют для возведения срубов ручной рубки, выделяются смолы и эфирные масла, которые обладают бактерицидными свойствами и наполняют баню особыми ароматами.

Дома ручной рубки отличаются своей индивидуальностью и привлекательным внешним видом. Этим они удачно отличаются от других деревянных строений. Именно сруб ручной рубки способен максимально передать естественную красоту древесины и при этом сохранить все её природные свойства.

Сруб для «таёжной» бани

В ряду более-менее похожих друг на друга деревянных строений, наводнивших в последние годы наши города и посёлки, особым образом выделяются дома, бани, беседки, возведённые по технологии «дикого» сруба - из массивных объёмных брёвен минимальной ручной обработки.

Основной отличительной чертой подобных построек является их ни с чем не сравнимый вид - одновременно естественный и, если использовать современную терминологию, «брутальный».

Такие, внешне не особо замысловатые постройки, по умолчанию заметны в любом архитектурном окружении. Ведь основной отличительной чертой «дикого» сруба является использование брёвен со средним диаметром 40-50 и даже более сантиметров, так называемых «крупномеров».

Когда размер одного бревна на порядок превышает геометрические параметры любых архитектурных элементов окружающих построек, такой сруб попросту будет доминировать, даже если рядом возвышаются высокие и объёмные эффектные соседские коттеджи.

Базовым элементом такого стиля деревянного домостроения является использование крупного строевого леса минимальной обработки - грубо окорённого бревна с сохранением его натуральной фактуры, всех неровностей и изгибов.

В большинстве случаев материал вообще не подвергаются какой-либо механической обработке, кроме ручного снятия коры - это позволяет сохранить самобытность каждого ствола.

Такие брёвна обрабатывают исключительно вручную с помощью традиционных инструментов (топор, заточенная лопата, тесло, скобель). Это позволяет оставить в целостности поверхностный слой, в котором и сконцентрировано основное количество смолы, естественным образом консервирующей древесину и значительно продлевающей таким образом срок эксплуатации сруба.

Используемая технология позволяет учесть индивидуальные особенности буквально каждого бревна. Чтобы подчеркнуть, что дом срублен именно вручную, используют брёвна, поперечный размер комля (нижняя и более толстая часть ствола) которых значительно превышает диаметр вершины. Причём, чем значительнее эта разница, тем предпочтительнее.

При укладке брёвен в сруб конусы смежных венцов при этом направляют в противоположные стороны. Комлевую часть бревна при этом стараются выполнить не как ровно спиленную, а как будто она была изначально срублена топором.

При этом брёвна по обыкновению укладывают таким образом, чтобы остатки (выступающие части венцов в углах) выступали на неравномерную длину. То есть каждое бревно должно смещаться по отношению к предыдущему.

В идеале, на конце бревна стараются сохранить ярко выраженную корневую часть - «юбку». Все эти приёмы в итоге и делают строение похожим на сказочную избушку.

Что касается теплосберегающих характеристик, то при наличии брёвен полуметрового диаметра об этом вроде как и упоминать нет необходимости. Ведь древесина не только сама по себе является достаточно совершенным теплоизоляционным материалом, но и известно, что для хорошего теплосбережения даже в нашем климате достаточно бревна куда как меньших размеров.

Конечно, дело не в толщине стен как таковой. Критическими участками, через которые обычно и происходит потеря тепла в бревенчатом доме, являются угловые соединения и продольные стыки брёвен.

И поэтому для сохранения тепла ценны не столько полметра стены, сколько то, что при большой толщине бревна куда шире обычного в том числе и продольные пазы между венцами. И, соответственно, отсутствуют теплопотери в местах стыковки брёвен. Так что стены «таёжного» сруба по умолчанию лучше сохраняют тепло.

В основном для строительства бань используются хвойные породы - сосна, кедр, ель, лиственница. Эта древесина долговечна и имеет низкую теплопроводность. Сосна отличается малым количеством сучков и наибольшей прямизной ствола. Лиственница плотнее сосны и устойчива к сырости, то есть более стойка к загниванию, но и стоит на порядок выше. Кедр также в последнее время популярен - он способен наполнить атмосферу бани ни с чем не сравнимым ароматом.

Следует помнить, что специфика деревянных срубов такова, что после возведения стен до начала их отделки должно пройти не менее года (чтобы закончился процесс усадки). Поэтому и конопатят деревянные стены не только во время их возведения, но и через год. Однако результат, вызывающий чувство гордости у владельца и восторг у гостей, будет радовать даже не годы - десятилетия.

ДОМ ИДЕЙОгородов