Зона ответственности управляющей компании

Зона ответственности управляющей компании

Многие собственники городских квартир подозревают, что их управляющие компании при выставлении счетов за содержание и ремонт руководствуются правилом «с потолка». Так за что же они отвечают за наши с вами деньги?

За что мы платим "коммуналку"

Практически все собственники жилых помещений в многоквартирных домах рано или поздно сталкиваются с проблемами проведения ремонта. При обращении в обслуживающую дом Управляющую компанию, можно легко получить прейскурант на проведение её сотрудниками тех или иных работ.

Делать нечего — приходится закладывать в семейный бюджет дополнительные расходы. При этом многие даже и не подозревают, что значительная часть озвучиваемых коммунальщиками сумм уже включена в ежемесячные счета. И эти услуги Управляющая компания обязана предоставить бесплатно.

Пользуясь нашими смутными представлениями о содержании правил и законов, регламентирующих деятельность столь специфичной области, коммунальные службы могут незаконно взимать дополнительную плату за то, что напрямую относится к их сфере ответственности. Так на что же управляющая компания тратит деньги собственников жилья?

Начнём с того, что согласно действующему законодательству, основные заботы по содержанию имущества многоквартирного дома в большинстве случаев берёт на себя Управляющая компания (УК), или организация, избранная для этих целей собственниками жилья или товариществом ТСЖ. Между жильцами и Управляющей компанией, как правило, заключается так называемый Договор управления, то есть документ, всесторонне регламентирующий взаимоотношения собственников и коммунальщиков. В частности, в договоре должно быть упомянуто, какие работы УК обязана производить в доме, какую ответственность она несёт перед жильцами и какую ежемесячную оплату за свои услуги взимает. При этом неважно, идёт ли речь о муниципальном или приватизированном жилье.

Кто кому что должен

Оплачивая ежемесячные коммунальные счета, собственник квартиры вправе рассчитывать на то, что службы ЖКХ как минимум будут проводить своевременный ремонт общего имущества в доме. То есть тех коммуникаций и помещений, которые обслуживают более одной квартиры. В этот перечень входит поддержание в безаварийном состоянии всех инженерных систем: водоснабжения, канализации, электроснабжения, отопления, газоснабжения, а также содержание в порядке подъездов, чердаков и придомовой территории. С этим кругом обязанностей, как правило, особых разногласий (кроме разве что вопросов скорости и качества выполняемых работ) обычно не возникает. Разночтения появляются дальше.

Ведь, по закону, Управляющая компания в том числе обязана производить ремонт и того оборудования, которое хоть и находится на территории квартир, но фактически является общедомовым. Статья 36 Жилищного кодекса и Постановление Правительства № 491 от 13.08.2006 (с редакцией от 26.03.2014) точно определяют границы эксплуатационной ответственности между УК и собственниками, когда речь заходит об инженерных сетях. Какое имущество является зоной ответственности УК, а какое - только собственников и нанимателей жилых помещений?

К общедомовому имуществу, находящемуся на территории квартир, относятся: Стояки отопления и ответвления от них до точки первого соединения с отводящими трубами. Если таковые отсутствуют, то граница проходит по резьбовому соединению в радиаторной пробке. В Постановлении Правительства также особо прописано, что в общее имущество входят не только стояки, но и «обогревающие элементы», иными словами, внутриквартирные радиаторы. Подобная ситуация и с другими инженерными системами.

В зоне ответственности УК находятся:

  • Стояки холодного и горячего водоснабжения и ответвления от них вплоть до первого вентиля или точки соединения с отводящими трубами. То есть граница - сварочный шов на отводе трубопровода от стояка.
  • Стояки водоотведения и ответвления от них (заглушки, патрубки, тройники и прочее) до точки первого стыкового соединения с отводящими трубами - раструба фасонного изделия (тройник, крестовина, отвод).
  • Газопровод и отводы от него до запорного крана, либо отключающего устройства, расположенного на ответвлениях, ведущих к газовой плите.
  • Для электроснабжения границей ответственности является место присоединения отходящего провода квартирной электропроводки к пробке индивидуального прибора учета электроэнергии, автоматическому выключателю, УЗО.
  • Приборы учёта, находящиеся в этих сетях, которые расположены до точки первого соединения с отводами, запорными кранами и отключающими устройствами (общедомовые счётчики).

Всё выше упомянутое имущество в квартире любого собственника или нанимателя УК обязана ремонтировать бесплатно. Брать за это деньги она не в праве.

К зоне ответственности владельцев квартир, ремонт которых они оплачивают самостоятельно, относятся следующие компоненты инженерных сетей:

  • Индивидуальные приборы учёта (счётчики воды, газа, электричества).
  • Сантехническое оборудование (смесители, краны, водонагреватели, ванны, унитазы, раковины и сопутствующая фурнитура).
  • Трубы и отводы, расположенные после точек соединения со стояками.
  • Газовые и электрические плиты.
  • Электрические кабели, розетки, выключатели, осветительные приборы, находящиеся на территории квартиры.
  • Домофоны.

С этим перечнем также обычно не возникает разночтений. А вот дальше куда интереснее. Представители власти и коммунальных компаний на местах зачастую настаивают, что за отопительные приборы отвечают сами жильцы. Однако это прямо противоречит действующему законодательству, а именно упомянутому Постановлению Правительства № 491 от 2006 года. Фактически, в части систем отопления собственники квартир несут ответственность лишь за ответвления от стояков системы отопления после запорно-регулирующей арматуры до отопительных приборов.

Если говорить о внутренней границе строительных конструкций, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками является внутренняя поверхность стен квартиры, оконные заполнения и входная дверь в квартиру.

Ограждающие несущие сооружения, земельный участок (включая детские и игровые площадки, коллективные автостоянки), на котором находится дом, лестничные площадки, коридоры, крыши и чердаки, а также лифты находятся в зоне эксплуатационной ответственности УК.

Принуждение Управляющей компании к действию

Обязанности управляющей компании и её ответственность нашли отражение и в Правилах предоставления коммунальных услуг. Они устанавливают ответственность органов ЖКХ за некачественной предоставление коммунальных услуг и неисполнение возложенных на них работ, как договором, так и законодательством РФ.

При выявлении фактов ненадлежащего содержания имущества собственников юридическая организация может быть оштрафована на 50 тысяч рублей. Если было выявлено нарушение норматива обеспечения жильцов ресурсами, то сумма штрафа составит 10 тысяч рублей. Статья 44 Гражданского кодекса РФ устанавливает ответственность за действия или бездействия уполномоченных лиц, которые привели к порче общего имущества и нанесению вреда. В этом случае все убытки, понесённые жильцами, перекладываются на Управляющую компанию. Нарушение правил пожарной безопасности может повлечь административную ответственность УК в размере до 200 тысяч рублей.

Что делать, если УК отказывается выполнять ремонт или требует его оплатить?

Если в квартире произошла авария или поломка оборудования, относящегося к общедомовому, управляющая компания обязана в оговоренные сроки произвести соответствующий ремонт. Кроме того, если ремонт имущества собственников внутри квартиры вызван ненадлежащим содержанием общего имущества или ненадлежащим оказанием коммунальных услуг, собственники вправе требовать ремонт от коммунальщиков или возмещения понесенных расходов в соответствии с п. 149 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года.

Если же УК пытается получить дополнительную плату за эти услуги либо вводит заявителя в заблуждение и отказывается их оказать, то такие действия являются прямым нарушением Закона «О защите прав потребителей» и статьи 310 Гражданского кодекса РФ. Гражданин в этом случае имеет право подать письменную претензию с указанием своих требований, жалобу в Государственную Жилищную Инспекцию, а в дальнейшем обратиться с иском в суд и получить до 50% от суммы штрафа, присужденного Управляющей компании.

В реальности, к сожалению, не всё так просто. Банальная правовая неопытность ставит собственника жилья заведомо в неравное положение по отношению к поднаторевшим в таких делах УК, имеющим свой штат юристов. Это снижает шансы на положительный исход дела даже в случае с, казалось бы, очевидными нарушениями со стороны УК. Плюс не всегда попадаются судьи, которые могут и способны разобраться во всех перипетиях взаимоотношений собственника и коммунальщиков.

Самостоятельное участие жильцов в судебном процессе без опытного юриста-представителя чревато тем, что сторона истца не способна представить надлежащим образом оформленных и достаточных доказательств по делу и проигрывает. Однако следует отметить, что коллективные иски граждан к Управляющим компаниям, когда сторону истцов представляет опытная юридическая компания, чаще всего имеют положительный результат.

За свои законные права можно и нужно бороться, а делать это проще всего совместно.

ДОМ ИДЕЙССБ