Прогулки по монастырским садам Верхотурья
Современное чтение в условиях Урала

Считалось, что работа садовника как никакая другая очищает душу человека: ведь он имеет дело с земным воплощением потерянного рая. Именно в монастырях изначально появились лабиринты — метафорическое отображение блужданий души человеческой в поисках истинной веры.
Путевые заметки ландшафтного дизайнера
Обращаясь ко многим религиям, можно увидеть, что именно сад был отображением рая. Христианские сады Средневековья, укрытые за оградами от войн и междоусобиц, стали прообразом регулярного стиля в садово-парковом искусстве. Они одновременно были и местом для молитвы и медитации, и местом для выращивания плодов, овощей, лекарственных и душистых трав. Но в любом случае, растения, наполняющие их, несли аллегорический смысл: яблоня — символ грехопадения людей, гранат — крестные страдания, белая роза — печаль Богородицы.

Но Русь-матушка, со своими бескрайними просторами и суровостью климата, всё переиначит по-своему. Монастырские сады, как впрочем и другие сады и парки России, всегда отличались от европейских, так же как отличаются католицизм и православие, как их отображение в архитектурных стилях.
Первые православные храмы появились за Уралом вслед за Ермаком, за купцами, за первыми поселенцами, только в 17 веке. Верхотурье было одним из первых созданных городов на пути освоения Урала и Сибири. Заложенное ещё при Федоре Ивановиче (сыне Ивана Грозного), оно так и осталось центром духовной жизни Урала.
Множество храмов внутри города Верхотурье и в его окрестностях, выстроенных в разное время и в разных стилях: классицизм, московское барокко, византийский, в традициях древнерусского деревянного зодчества.


Исторический масштаб города завораживает. Приятно наблюдать, что и сейчас храмы живут, действуют, восстанавливаются, привлекая к себе как верующих, так и просто ценителей истории своей малой Родины. А ландшафтное обрамление лишь ярче высвечивает неординарность этого места.
Хотелось бы поподробнее остановиться на ландшафтном обрамлении двух храмов.
Свято-Покровский женский монастырь

Его сравнительно небольшую территорию украшают контрастные растительные композиции. Нарядные, всесезонно декоративные, эти композиции классический пример гармоничного сочетания контрастных форм кроны:
- вертикаль — туя западная сорта «Smaragd» и «Brabant», можжевельник скальный «Skyrocket»; плакучая форма — яблоня сибирская на штамбе;
- горизонтали — можжевельники стелющихся сортов;
- шаровидные кроны — туя западная «Danica» и сосна горная «Mops», которые поддерживают форму без помощи стрижки, а также множество подстриженных под шар кустарников — дерен белый, калина обыкновенная, пузыреплодник калинолистный, тему сферы также поддерживают соцветия-шары гортензии метельчатой.



Здесь можно увидеть такой элемент регулярного стиля как партер, где бордюр искусно выполнен из спиреи японской, для акцентов использованы вечнозеленые туи, а в центре композиции — сформированная в виде шара яблоня сибирская.


Несомненно обращают на себя внимание малые архитектурные формы (архитекторы используют сокращение МАФ): беседка, скамьи, калитка. Выполненные изящно, с отсылкой к историческим аналогам, они являются единым целым со всем ансамблем монастыря.
Парк при монастыре в селе Меркушино

Ландшафтное оформление непосредственно у храма тяготеет к регулярному стилю, а вот сам парк в селе Меркушино при Свято-Симеоновском подворье Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря выполнен в пейзажном стиле. Его отличает гармоничное вписывание в существующие ландшафты: почти незаметны границы рукотворного и природного, границы парка буквально «растворяются» среди холмов и берёз его окружения. Используются, так называемые, «заимствованные пейзажи», пришедшие в европейское ландшафтное искусство из японских садов эпохи Эдо.


Посадки отличает хорошо проработанный растительный ассортимент под достаточно суровые условия Среднего Урала. Базу озеленения всех территорий составляет ассортимент данной климатической зоны: ели и лиственницы — дань близости тайги, липа — единственный представитель широколиственных лесов, перешагнувший уральский рубеж, оставивший по ту, западную, сторону дубы и клёны, и, конечно же, символ России — берёза.
Но эту ландшафтную территорию отличает виртуозная работа с устойчивым годами проверенным ассортиментом для уральского региона, с такими, казалось бы, обыкновенными растениями. Это берёза — разных форм и сортов — разрезнолистная форма, посадки аллеей, сформированная на штамбе шаром и плакучей формой, в виде арки.


Хвойные породы: это сорта ели обыкновенной «Inversa» и «Nidiformis»; ель колючая, или, как принято её называть у нас, голубая — сорт «Glauca Globosa» растущий равномерным массивом и не вырастающий выше метра; сосна обыкновенная — форма Ватерери. Ивы — извилистая, придающая меланхоличность и задумчивость ландшафту, и ива пурпурная, стриженная в виде шара; яблоня сибирская — сформированная в виде шара на высоком штамбе и плакучая её форма тоже на штамбе; также активно использовано многообразие видов боярышника. Экзотов — растений не принадлежащих к этой природной зоне, немного, как и положено 2-5%, но и они уже проверены не одним десятилетием культивирования на Урале. Это туя западная, гортензия метельчатая, сосна горная.
Фото, сделанные в осенний период, говорят о хорошей проработке всесезонной декоративности, ведь даже без листьев и цветов мы видим интересный ландшафт за счёт разных форм кроны, игры переплетающихся ветвей, колышущихся метёлок вейника, зелёных «ноток» хвойных и «горящих костров» рябин.
В парке расположена скульптура святого Симеона Верхотурского, считающегося покровителем земли уральской, она изображает его за рыбной ловлей. Сейчас на том месте, где он ловил рыбу в реке Тура, поставлена церковь Всех Святых.


Берёзы и сосны, вейник и спирея, геопластика, извилистые дорожки, беседки, мостики, пруд... Находясь в парке ты невольно всё время обращаешься к храму, который присутствует в композициях, его купола часто являются доминантой пейзажных картин. Этим он напоминает московское «Зарядье». Прогулка здесь даёт возможность и уединиться в беседке, и окинуть взором расстилающиеся кругом просторы, и рассмотреть внимательно красоту растений, и, что самое главное, почувствовать умиротворение и прийти к самому себе, задуматься о вещах, которые выше обыденной суеты...
Туркина Наталия, ландшафтный дизайнер (фото автора) |