Традиционные изразцы для облицовки печи и камина
Камины и печи "от кутюр"
Выражение «пляшем от печки» напоминает нам о том, что именно печь или камин издавна считались центром домашнего мира. Это не просто источник тепла, а важнейший элемент оформления интерьера.
Эффектный декор печи и камина
Существуют традиции, отказываться от которых, несмотря на новейшие технологии и ускоряющийся темп жизни, не стоит. Нет ничего лучше, чем собраться семьёй вечером у домашнего очага и насладиться его уютным теплом. В таком стремлении создать зону приручённой огненной стихии в центре дома присутствует нечто глубинное, почти бессознательное. Возможно, рождающее чувство спокойствия инстинктивное ощущение первобытных времён (своя пещера, свой очаг). Те же сказки, байки, суеверия, рождались долгими холодными вечерами у жарко натопленной русской печи или, в случае с Европой, у горящего камина.
Будучи чрезвычайно распространённым во всём мире, для нашей страны камин долгое время оставался экзотикой. Это объясняется, прежде всего, различиями в климатических условиях. Камин с его открытой топкой обеспечивает достаточный комфорт лишь в условиях мягких и сырых зим, когда требуется просто быстро просушить и обогреть помещение.
Суровые российские морозы требуют несколько иного типа отопления, которому в полной мере соответствует классическая русская печь. Её топят так, чтобы тепло распределялось, проходя через систему дымоходов особой конструкции, а дым попадал в трубу лишь передав всё своё тепло кирпичу. Внушительная масса печи позволяла накапливать столько тепла, чтобы его хватило на всю холодную зимнюю ночь.
Основная же мотивация устройства камина скорее в создании интерьерной доминанты, что, конечно, не исключает его использования в качестве источника тепла весной, осенью или холодным дождливым летом. Именно благодаря сильной тяге при работе камин эффективно вытягивает сырость и холод из помещений.
Со временем традиционный домашний очаг уступил свою основную функцию обогрева более эффективным и удобным в эксплуатации отопительным котлам. Эти высокотехнологичные агрегаты, вобравшие в себя все достижения современной науки, предельно практичны. А процесс создания уюта превратился всего лишь в одну из технических задач, обеспечения дома теплом. Изредка собираться всей семьёй стало принято разве что у телевизора. Может быть, поэтому камины вновь стали весьма популярны? Сказывается подсознательная тяга людей к обустройству некоего объединяющего центра дома. Что ещё может лучше выполнить эту роль, если не домашний очаг, пламя которого притягивает и объединяет.
Классические камины размещаются фронтально вдоль стены или в углу комнаты и занимают минимум полезной площади. В настоящее время широкое распространение приобрели закрытые каминные топки, оборудованные прозрачными дверцами из жаропрочного кварцевого стекла. Камин, оборудованный такой топкой, приобретает некое сходство с печью.
Сохраняя внешний облик открытого камина, он имеет более высокий КПД и позволяет, по аналогии с традиционной печью, накапливать тепло. Плюс более предпочтителен в плане пожарной безопасности.
Камин и печь уже только за счёт своего размера привносят в интерьер яркий элемент, зачастую оказывая влияние на общий тон и настроение всего дома. Не только играющий в топке огонь, такой завораживающий и чарующий, но и индивидуальный дизайн притягивают взгляд и делают их центром домашнего мира. Это не предмет мебели, который можно легко передвинуть в другой угол или при желании вынести из комнаты. Домашний очаг вещь, в пределах дома, незыблемая. А новый изразцовый наряд не только освежит привычный облик печи или камина, но и преобразит, добавит «изюминку» в повседневную жизнь всего дома.
Традиционный печной изразец
Изразец многие века был весьма дорогостоящей художественной «обложкой» для печей и каминов, которые размещались лишь во дворцах и богатых особняках. Сегодня изразцовые панно вполне доступны и всё чаще встречаются в загородных домах. Вариантов дизайна великое множество. Каким он будет, во многом зависит лишь от творческой жилки хозяина.
Изразцовая печь или камин создают особое настроение дома. Гладкая блестящая поверхность изразцов прекрасно отражает свет, солнечные блики добавляют в интерьер свежую нотку, создавая атмосферу радости. И, конечно же, невозможно сравнить ощущения от керамики, к которой хочется прикоснуться, потрогать, ощутить её тепло, с чем-то обыденным, например, радиатором отопления. Изразцовая облицовка не только привлекательна внешне, она ещё и помогает эффективнее отдавать выделяемое при сжигании топлива тепло.
Безусловно, вне конкуренции эстетические свойства изразцов. Их выбор в отношении размеров, форм, цветов и узоров очень богат. Благодаря разнообразию их видов можно воплотить в реальность любой дизайн-проект. Эффектное сочетание формы и рельефной фактуры создаёт роскошный и таинственный образ, в то же время сохраняя ощущение свободы в помещении. Рельеф изразцов позволяет создавать любые, в том числе фантазийные образы, а блестящая (особенно белая) глазурь, хорошо отражая свет, наполняет окружающее пространство ощущением воздушности и лёгкости.
Как делают керамические изразцы
По своей сути, изразцы это плитка из обожжённой глины (керамика), покрытая глазурью. Однако, в отличие от жаропрочной керамической плитки, изразцы отличаются своей конфигурацией - они представляют собой объёмные, а не плоские изделия.
Коробчатый выступ на обратной (тыльной) стороне изразцовой плитки называется румпой. Румпа придаёт облицовке прочность и повышает теплоёмкость печи. По размерам она чуть меньше площади изразца и в зависимости от толщины изделия бывает разной глубины и конфигурации. Традиционные печные изразцы с румпами встречаются двух видов: простые, с наклонным срезом без бортика и с выступающим загнутым бортиком.
Изразцы с румпами второго типа лучше, хотя и сложнее в облицовке. За счёт загнутого бортика они прочнее сцепляются друг с другом. В румпе имеются отверстия, в которые вставляют костыль из толстой проволоки.
Раньше изразцы крепили к печной кладке только при помощи глиняного раствора и проволоки, вдетой в румпу. В современных каминах используется и другая разновидность изразцов, у которых румпа отсутствует. Как правило, они имеют большие размеры и крепятся к кладке за счёт специальных мастик.
Изразец должен быть уложен только целиком, иначе его уникальные декоративные свойства и способность к аккумуляции тепла сведутся к нулю. Поэтому, с точки зрения формы изразцов, выделяют несколько базовых конфигураций этих элементов.
Плоские (фронтальные) предназначены для облицовки ровных поверхностей. Угловые, соответственно, для облицовки углов. Фасонные позволяют облицевать выступающие части (например, карнизы) и выделить порталы. Цокольные, напоминающие плинтус, позволяют оформить стык нижнего ряда плоских изразцов и пола. В зависимости от конструктивных особенностей и геометрии, применяют изразцы в виде короны (венца), колонны, полки или заслонки (округлой вьюшки).
Ввиду того, что весь технологический процесс производства выполняется практически вручную, изразцы являются изделиями штучными и поэтому достаточно дорогостоящими. Традиционно, изразцы делают на заказ, рассчитывая их размер и количество исходя из размеров печи или камина. Сегодня можно приобрести и изразцы стандартных размеров, так что любой разбитый образец можно заменить.
В зависимости от технологии изготовления керамики выделяют три основные разновидности изразцов: фаянсовые, майоликовые и фарфоровые. Все они являются достаточно прочным облицовочным материалом, и срок их эксплуатации, достигает сотен лет. Майоликовые изразцы, как правило, изготавливаются из красной глины при относительно низких температурах и покрываются сверху цветными глазурями, эмалями. Фарфор же, наоборот, требует высоких температур обжига и сложного состава глиняной смеси.
Для производства изразцовой керамической плитки применяется подготовленная и очищенная глина. Перед началом работы её разминают и оставляют «отдыхать». Затем помещают в гипсовую форму. Далее наступает очередь естественной сушки, процесс этот довольно сложный. Изделие нельзя подвергать действию сквозняков или сушить слишком быстро - это ведёт к растрескиванию. Затем заготовки отправляют в специальную печь.
Изделия обжигают при температуре около 1000°С Нагревание происходит постепенно, слишком быстрое повышение температуры привело бы к деформированию и повреждению изразцов. Мастер визуально контролирует изменение цвета. Как только глина приобретает определённый оттенок, изделия вынимают из печи.
Впрочем, после первого обжига изразцы выглядят не слишком привлекательно. В профессиональной среде их называют утильными. Мастер обрабатывает торцы, «прочерчивает» рельефный рисунок. Подготовленные утильные изразцы покрывают глазурью или специальными декоративными глинами и обжигают вторично (задаётся фоновый цвет). Затем наносят заданный рисунок и производят третий, а при необходимости и четвёртый обжиг. Завершающий обжиг длится целые сутки.
Традиционно, изразцы крепят не так, как плитку или камень. Из-за высокой температуры связующим материалом кладки служит проверенная веками глина, но она не способна удержать такой вес - изразец попросту отвалится. Цементный же раствор боится сильного нагрева. Поэтому классическое крепление изразцов ведётся одновременно с кладкой печи и камина.
Самый простой способ крепления изразцов на поверхности - с помощью тонкой стальной вязальной проволоки. К металлическим костылям, вставляемым в отверстия румпы, вяжется проволока, а её концы закрепляются между рядами кирпичной кладки. Правда, и разобрать такую облицовку без разборки всей обогревающей конструкции проблематично.
Сегодня материалы и технологии позволяют облицевать изразцами уже готовую, рабочую печь или камин. Современные способы также предусматривают привязывание изразцов к стенке очага, но уже по металлической сетке, прикреплённой к кладке различными способами. Таким образом закреплённые изразцы, при правильно подобранном клеевом составе, уже не имеют возможности оторваться при нагреве, что случается, к примеру, с тонкостенной облицовочной плиткой.