Новые секционные гаражные ворота
Автоматика - залог комфорта
Осознание того, что современные гаражные ворота - не роскошь, а насущная необходимость, наступает в тот самый момент, когда во время очередного природного катаклизма в очередной раз пытаешься совладать с непослушным замком или вмёрзшей в лёд тяжёлой створкой.
Реконструкция старого гаража - тема отдельная, а вот при строительстве нового стоит задуматься о том, что лучше: ждать милостей от природы или позаботиться об обустройстве «автомобильного дома» заранее и установить удобные ворота. Тем более, что выбирать есть из чего. Современные гаражные ворота могут подниматься вверх, отъезжать в сторону или сворачиваться в рулон, причём выполнять все эти функции самостоятельно.
Устойчивым спросом пользуются секционные ворота, полотно которых состоит из связанных между собой горизонтальных панелей. Их популярность вполне закономерна. Это, пожалуй, наиболее удобный с точки зрения эксплуатации и практичный для нашего климата тип ворот. При открытии полотно ворот уезжает по направляющим вверх и сдвигается под потолок, занимая минимум места. К тому же подобная конструкция позволяет ставить автомобиль буквально вплотную к воротам, не боясь повредить ни само авто, ни полотно. А поскольку ворота не требуют «размаха», не составляет никакого труда их открыть и даже после сильного снегопада.
Исполнение полотна ворот во многом определяет преимущества всей конструкции. Горизонтальные элементы (ламели) изготавливаются из сэндвич-панелей толщиной от 20 мм («холодный» вариант ворот) до 35-45 мм (утеплённая конструкция). Наружная и внутренняя поверхность утеплённых ламелей представляет собой два стальных листа, изолированные друг от друга термовставкой. Благодаря этому полностью исключён так называемый «мостик холода», основная причина теплопотерь в металлических ограждающих конструкциях. Теплоэффективность подобной конструкции сопоставима с кирпичной стеной порядка 20 см кладки. Также очень важна конструкция боковых уплотнений и нижней кромки полотна, которая исключает примерзание к полу.
Из особенностей конструкции стоит заметить, что наиболее правильную высоту и размер проёма лучше подобрать заранее, ещё на этапе планировки гаража. Кроме того, специалисты помогут выбрать оптимальную конструкцию и выдадут чёткие рекомендации. Дело в том, что сложность и стоимость монтажа секционных ворот во многом зависят от того, насколько точно выдержаны геометрия проёма и некоторые установочные размеры. Чаще всего применяется вариант с горизонтальным расположением поднятого полотна и размещением торсионного механизма на притолоке. Такая конструкция сравнительно недорога и подходит для большинства гаражей с небольшим запасом по высоте потолка и притолокой в 21-50 см. Проще и дешевле позаботиться об этом ещё на стадии строительства.
Непосредственно механическая часть секционных ворот имеет эффективную и достаточно надёжную конструкцию. Компенсация массы полотна производится с помощью специального механизма, состоящего из торсионной пружины в сборе с валом, барабаном и устройством защиты.
Механизмы защиты от обрыва троса и пружины входят в комплектацию ворот в обязательном порядке. При возникновении неисправности полотно просто останавливается и замирает, но не падает. Благодаря своей конструкции секционные ворота любых размеров открываются без больших усилий. Крутящий момент пружины подбирается так, чтобы при закрытых воротах полотно самопроизвольно не поднималось, а при открытых - не опускалось. Поэтому мощность электроприводов (а секционные ворота изначально сконструированы под возможность их автоматизации) в общем-то невелика, до 0,5 кВт.
Все электроприводы для секционных гаражных ворот имеют приблизительно одинаковую конструкцию. Направляющая шина и электродвигатель с блоком управления. Отличаются они скоростью открывания, интенсивностью использования, различным набором функций и цепным или ременным приводом. Кроме того, автоматизированные ворота с электрическими механизмами запирания должны иметь запасные, дублирующие запирающие устройства, которые бы безотказно действовали как при поломке электропривода, так и при отсутствии электроэнергии (чтобы хозяевам не пришлось топтаться снаружи или, что хуже, сидеть внутри закрытого гаража).
Подбирают электропривод исходя из площади и веса полотна, планируемой интенсивности работы и требуемой скорости открытия/закрытия ворот.
Наиболее надёжными и безотказными считаются приводы HORMANN (Германия) и CAME (Италия).
Электроприводы HORMANN имеют ряд преимуществ перед приводами других производителей. Они более скоростные. В шине привода используется зубчатый ремень, а не цепь, его не нужно смазывать и он вообще не требует никакого обслуживания. Встроенный механический замок надежно запирает ворота даже при отсутствии электричества. В случае использования электроприводов других производителей чтобы запереть ворота при отсутствии электричества, необходимо установить механический замок на сами ворота.
Приводы семейства SupraMatic считаются самыми быстрыми среди приводов для гаражных ворот. Они обеспечивают скорость открытия 22 см в секунду. Приводы между собой отличаются мощностью, они могут устанавливаться на ворота шириной до 5,5 м и рассчитаны на относительно высокую интенсивность эксплуатации (25-50 циклов открытия-закрытия в сутки), что позволяет использовать их на небольших парковках. Для гаража на 1-2 автомобиля лучше взять электропривод ProMatiс, который немного уступает по техническим показателям, зато дешевле. Его скорость 14 см в секунду при интенсивности 5-10 циклов открытия-закрытия в сутки. Электроприводы CAME имеют более низкую стоимость по сравнению с HORMANN. При этом они также надёжны и безотказно работают многие годы.
Автоматические ворота могут быть укомплектованы системами безопасности. Они не позволят воротам закрыться, если в проёме находится человек, автомобиль или другое препятствие. Для загородного дома, учитывая контроль управления воротами и низкую интенсивность проезда, их устанавливают не всегда. Однако если есть маленькие дети или животные, такая опция лишней не будет.
Механические устройства безопасности представляют мягкий резиновый или пластиковый профиль с датчиком, который срабатывает при механическом воздействии. Бесконтактные устройства безопасности представляют собой фотоэлементы, работа которых основана на прерывании светового луча. Они бывают парные (приёмник и передатчик) и совмещённые (приемник и передатчик в одном корпусе и светоотражающий катафот с другой стороны проёма). Последние дешевле, но могут дать сбой (например, при отражении от автомобиля).
В настоящее время предпочтение отдается парным фотоэлементам, поскольку они имеют большую дальность действия, защищены от помех и исключают сбои в работе. При установке фотоэлементов можно активировать функцию автоматического закрывания ворот. При заезде в гараж или выезде из него не нужно будет нажимать на кнопку пульта управления. Ворота закроются сами, как только проем ворот освободится.
Специалисты единодушны во мнении, что механизмы и приводы секционных ворот даже самого высокого качества могут отказать при неграмотном и неаккуратном их монтаже. Поэтому на услугах профессиональных монтажников не стоит экономить. Лучше не рисковать и обратиться в компанию, обладающую большим опытом работы и имеющую собственный сервисный центр.